ОБУЧЕНИЕ ЗАДЕРЖКАМ ДЫХАНИЯ ГРУДНИЧКА

Соболева Ольга,
Специалист физической реабилитации ЦППУ, тренер по плаванию (МС) “НЕМО. Твой первый бассейн”
КНП КДЦ Шевченковского района г.Киева,
г.Киев, ул.Саксаганского, 100.
Опыт работы с грудничками с 2000 г.

Новизна: Понятие РЕФЛЕКТОРНОГО ВДОХА ПЕРЕД БЛОКИРОВКОЙ ДЫХАНИЯ

Цель: раскрыть физиологические принципы естественной блокировки дыхания у детей раннего возраста.

Материал и методы;  Анализируя литературу, предназначенную для обучения студентов, тренеров, инструкторов, родителей по обучению погружения грудничка под воду, и сопоставляя свой опыт работы с детьми раннего возраста, найдено очевидное несоответствие предлагаемых методик  физиологическим принципам задержки дыхания.

Результаты: погружение ребенка происходит легко, естественно и безопасно, с первых занятий.  Раскрытие природной плавучести ребенка раннего возраста, диагностика проблем шейного отдела позвоночника.

Заключение: понимание фундаментальных основ блокировки дыхания разрешает множество физиологических и психологических аспектов взаимодействия с ребенком раннего возраста. Раскрытие феноменальных возможностей — плавучести ребенка и совершенной кооординации в ориентировке тела ребенка под водой.

Практические рекомендации; ДЕЙСТВИЯ ВКЛЮЧАЮЩИЕ РЕФЛЕКТОРНЫЙ ВДОХ, РАЗВИТИЕ ЗАДЕРЖЕК ДЫХАНИЯ,

РАЗВИТИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОГО АППАРАТА РЕБЕНКА.

Дополнительные возможности: Безопасность на воде, ГЛУБОКАЯ ДИАГНОСТИКА СКРЫТЫХ  ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗМА.

Ключевые слова: плавание с грудничками, обучение нырянию, плавучесть, развитие координации ребенка младшего возраста, методика занятий с грудничками в бассейне, диагностика ЦНС.

С первых дней жизни малыша, ответственный и энергичный родитель ищет для своей крохи развивающие занятия — безопасные, эффективные и доступные для включения в ежедневный режим дня малыша. Плавание — это как то что нужно! Не зря в воде происходит развитие плода, и даже простое нахождение в ней уже несет много ценного с точки зрения развития ребенка. И ванна, в качестве первого бассейна для маленького пловца имеется практически в каждом доме.

Как же просто и естественно начать погружать малыша под воду, не навредив и не испортив его отношение к воде? Как понять готов ли малыш к погружениям? Можно ли нырять с первого занятия?

Да и вообще, зачем нужно погружать в другую среду? Что полезного происходит с организмом, выполняющим усилие по задержке дыхания?

Что еще полезного может дать малышу занятие в бассейне?
  1. Активно развиваются органы и системы организма — дыхательная и сердечно-сосудистая.
  2. Гармонизируется вся центральная и периферическая нервные системы. Приводится в норму проявленные и скрытые отклонения.
  3. Дыхание и нервная системы тесно связаны и влияя на дыхание, мы гармонизируем всю центральную нервную систему, а мышечные тонусы это в первую очередь следствие процессов в ЦНС.

Укрепляется иммунитет. Каким образом можно связать, на первый взгляд эти далекие друг от друга понятия — ныряние и иммунитет. Задержки дыхания меняют формулу крови, ее показания кислотно-щелочной среды, сдвигая ее показатели в щелочную среду. А это корень иммунитета. Все вирусы, бактерии и паразиты живут только в кислой среде. Попадая в щелочные среда они моментально нейтрализуются.

Если по упражнениям с ребенком в воде информации найти можно достаточно, то по задержкам дыхания написано не много, да и по факту эти пару абацов текста далеки от естественных процессов взаимодействия движения с блокировкой дыхания. На сегодня в информационном пространстве широко известны такие специалисты в области грудничнового плавания как Фирсов З.П., Чарковский И.Б., К. Эннинг, В.А. Гутерман, Б. Фридман, Комаровский Е.О.

Приведу в пример типичные рекомендации по освоению задержек дхания с грудничком.

Е.Комаровский (доктор): Российская газета — Неделя №0(4519)

Детские советы.

В нырянии младенца в ванной ничего страшного нет — у новорожденного ярко выражен рефлекс, препятствующий попаданию воды в дыхательные пути.

Если в течение двух-трех месяцев не нырять, рефлекс угасает и можно захлебнуться. Но, к счастью, сама процедура купания в большой ванне невозможна без того, чтобы ребенок не соскользнул с вашей руки и не погрузился под воду. Не бойтесь! Это даже хорошо — подхватите, посадите, дайте ему покричать, покашлять, почихать. Успокоится — продолжайте купание.Тем не менее ситуация, когда родители организуют ныряние, более предпочтительна. Делать это следует в положении ребенка на животе. Громко произнесите слово «ныряй» и проведите ребенка несколько секунд под водой. У него быстро выработается рефлекс, и одного только слова «ныряй» будет достаточно для того, чтобы малыш задержал дыхание.”

Прокомментирую вышеизложенное, потому что все источники, предлагающие научить как правильно погружать грудничка под воду реально просто копируют подобный текст.

По поводу врожденного рефлекса, препятствующего попаданию воды в дыхательные пути. который угасает к какой то там неделе:

Любой практикующий тренер расскажет что происходит совсем не так. Грудничек имеет такие же шансы поперхнуться водой, как и старшие дети. Просто чем младше возраст, тем рефлекторная сторона решения предлагаемых задач проявлена ярче и правильнее. Чем старше, тем сложнее — малыш включает свои умозаключения, что можно с ним делать, а что нет, и это здесь не всегда к месту.

Проходя внутриутробное развитие, где этот рефлекс активно работает, ребенок дышит и питается через пуповину. Родившись, сделав первый вдох, получив пищу через рот, этот рефлекс мгновенно угасает и втянуть воду в дыхательные пути малышу уже привычно и никакой рудиментный рефлекс тут не командует.

Само понятие “захлебнуться” тоже просится точнее расширить — можно поперхнуться и откашляться в случае если родитель рядом, а если такового не окажется — то никакой “врожденный рефлекс” не предотвратит трагическую случайность.

Само погружение в воду в данной технике — “Громко произнесите слово «ныряй» и проведите ребенка несколько секунд под водой” не является физиологичным, и эта статья предназначена именно последнему абзацу.

Как «научить» задерживать дыхание грудничка?

Почему слово «научить» взято в кавычки? Потому что в данном контексте «учить» не является корректным отношением к процессу задержки дыхания. Дыхание является основополагающим жизнеобеспечивающим процессом функционирования нашей системы. Поэтому для обеспечения безопасности организма мгновенные блокировки дыхания отработаны по умолчанию.

Правильнее было бы развить понимание, последовательность и зависимость состояний огранизма в дыхательном цикле от движения тела.

Научить ребенка задерживать дыхание можно при любых повторяющихся ситуациях, но чтобы погружение было комфортным и естественным, необходимо понимать в каких ситуациях ребенок  ныряет с удовольствием и долго, а после каких захлебывается и почему.

Для начала проанализируем как мы сами погружаемся в воду. Здесь имено тот случай, когда проекция на себя дает быстрое и уверенное понимание как это делать правильно, и как делать нельзя.

Осознанно или нет, мы всегда делаем что-то со своим дыханием, и только потом погружаемся под воду.

Любопытно получать ответы на этот вопрос у родителей, которых я учу погружать своего ребенка под воду — “что Вы делаете перед тем как нырнуть?” Чаще говорят про закрытые глаза, кто про рот, кто про зажатый нос. Но когда прошу продемонстрировать погружение под воду, потому что родитель в это время находится в воде — ВСЕГДА перед этими действиями сначала выполняется вдох, ртом или носом, и только после этого происходит погружение.  С одной стороны это комическая ситуация, с другой — этот дополнительный глубокий вдох является рефлекторным и редко отслеживается умом. Но этот маленький нюанс является очень значительным когда мы хотим погружать в воду маленького ребенка. Ребенок зависим от того кто погружает его в воду, поэтому манипуляции с другим телом в вопросе помещения его в не совсем естественную для него среду обитания должно быть максимально изучено и продумано.

Этот глубокий рефлекторный вдох решает две важные задачи — создает резерв воздуха в организме и дает отсчет новому дыхательному циклу. И самое важное — после глубокого вдоха следует автоматическая блокировка дыхания, что и является нашей целью при погружения малыша под воду.

То есть, задача родителя, перед предполагаемым погружением малыша под воду, вызвать у ребенка этот принудительный, рефлекторный вдох. При каких же обстоятельствах он совершается?

  1. Резкое попадание на кожу лица воздуха или брызг воды. (Это самый простой способ для включения контроля над дыханием самых маленьких пловцов — от 0 до 1 года). Предположим, началась пустынная буря или полил шквальный дождь, или нас накрыла большая волна. Организм переходит в аварийный режим жизнедеятельности. Нужно сделать глубокий вдох, чтобы переждать форс-мажорные обстоятельства в максимальном комфорте, задержав подольше дыхание.

В этом видео представлены типичные ошибки в обучении задержкам дыхания с грудничком. https://www.youtube.com/watch?v=sY4OZkcbNZ4

Так малыш тоже отработает пследовательность действий, немного подстроится под обстоятельства, но здесь инструктор не учитывает естественных физиологических принципов дыхания и задержки его.

Дается вербальная команда, после которой следует полив воды на лицо, где не учитан рефлекторный вдох ребенка. Малыш все равно проделывает его, вопреки стекающей воды из стакана со лба. Вертикальный поток воды не попадает в дыхательные пути, поэтому эта ошибка для малыша не очевидна. В случае погружения под воду, вода автоматически будет втянута в дыхательные пути ребенка. Как сделать правильно? Можно кратковременно полить или брызнуть на лицо водой или подуть в личико, вызвав вдох и только после этого вылить воду из стакана на лицо ребенка, или погрузить его под воду. Здесь тоже говорится об мифических “рефлексах новорожденных”, но само видео иллюстрирует обратное. Малыш очень кратковременно задерживает дыхание, и всячески пытается совершить вдох, невзирая на поток воды. Базовое освоение при таких методиках длится от 10 занятий. После этого, не показывая погружений, ребенок к ним не готов, просто увеличивается объём вылитой воды, тем самым удлиняется время задержки. Можно ли так учить? Можно, но когда не видишь физиологию блокировок дыхания, в дальнейшем ошибок не избежать. Понимание дает возможность легко и естественно нырять с первого занятия. Здесь вопрос не в количестве занятий обучения нырянию, а в понимании процессов.

2. Резкое изменение положения тела ребенка — прыжки, падение. Кнопкой включения является состояние потери веса, мгновение невесомости. Это состояние тоже можно проанализировать и понять, несколько раз просто подпрыгнуть на месте. Вы удивитесь, как часто мы неосознанно переходим в режим блокировки дыхания. Дыхание — вот с чего необходимо начинать любые сложнокоординационные действия с телом. А плавание является именно таким видом — там где дыхание тесно связано и взаимозависимо от движения тела.

Так как в данной статье идет речь о самых маленьких пловцах, которые в силу возраста еще и не ходят, и о прыжках еще и думать рано, а падения никто допускать не собирается, мы создаем искусственно состояние потери веса,- маховое движение перед предполагаемым погружением — держим малыша двумя руками за корпус, и слегка приподняв над водой, подвиснув, погружаем под воду.

На первый взгяд простое движение, наглядное и привычное — приподнять и с небольшой паузой погрузить под воду, одним мягким, уверенным спокойным движением, погрузив под воду малыша полностью — обязательно перекрыв дыхательные пути и глаза. Чтобы не мерять сантиметры, насколько глубоко? — полностью всю головку малыша. С глазами — потому что ребенку в дальнейшем трудно разделять: вижу воздух и не дышу. И тело полностью погруженное в воду с головой меняет свои физические качества, и это впечатление с одной стороны озадачивает малыша, с другой вдохновляет на дальнейшие подвиги.

Родителю почти всегда очень сложно при первых ныряниях с малышом повторить правильную секунду перед погружением, мягко и спокойно погрузить ребенка под воду, спокойно провести его под водой, на ту же секунду и плавно поднять над поверхностью. На первых занятиях с погружениями родитель — сам ученик и нервничая, все движения делает слишком резко, быстро, одним этим пугая малыша. Резкие движения с телом не приятны и самому ребенку. Резко и внезапно — синонимы агрессивной ситуации, пугающей ребенка, мягко и плавно — приятно и безопасно. С теорией разобрались, как это сделать на практике? Что означает “правильная секунда перед погружением”?

Если малышу до 6 месяцев, мы можем начать с упражнения, отрабатывающего контроль над дыханием без погружения — поливаем на лобик воду с командами.

Держим ребенка за копус к себе лицом. В этом упражнении нужно двое взрослых — один держит, второй будет лить воду из стакана на лобик. Проговариваем текст (любой смысловой, не долгий) — “Внимание — ныряем!” — дуем в личико (активный поток воздуха, умеренно резкий, длительностью 1 секунда) и с паузой, поливаем малыша — перекрываем дыхательные пути и глаза. Пауза необходима чтобы малыш выполнил необходимые для него действия со своим дыханием. Что именно — выполнить принудительный вдох или просто заблокировать дыхание, в случае если предыдущий дыхательный цикл ребенка только начался. Поэтому не всегда сразу видны наглядные иллюстрации принудительного рефлекторного вдоха ребенка. Задача взрослого понимать процессы блокировки и содействовать им, предоставив условия для включения и время для совершения. Мы согласовываем наши действия с малышом. Все интервалы движения должны быть одинаковы и ритмичны.  Предлагается такая схема — один подход три поливания, и таких три подхода, между ними выполняем движения, упражнения на поверхности воды. Как правило, уже со второго подхода ребенок разобрался с ситуацией и четко совершает вдох и очевидную задержку. Сложности в этом задании как раз и отражают нарушения в развитии ребенка, повышенные тонусы и возможные подвывихи в шейном отделе.

— Как это проявляется? — Малыш с затруднением выполняет принудительный рефлекторный вдох, или блокировка дыхания слишком короткая. Ребенок в таком случае дополнительно напряжен и расстроен.

Не нужно ждать визуального контакта с ребенком. Малыши отлично слышат, и часто хотят уйти от нового задания, отверачиваясь в сторону. Сказали — подули — вода. Вертикальный поток воды не попадает в дыхательные пути, а задержка дыхания отрабатывается. Выдерживаем одинаковые временные интервалы, лучше делать более длинные паузы, чем короткие — ребенок должен быть уверен сколько у него времени перед задержкой. Можно произносимый текст заменить или совмещать с ритмичным покачиванием малыша. Тут тоже правильная закономерность — инстинктивно мы уже подстаиваем дыхание под ритм тела. Ребенку важнее и легче воспринимать движения с его телом чем следовать вербальным заданиям.

Это упражнение нужно и ребенку и взрослому — ребенок учится последовательно задерживать дыхание и не бояться этого задания, взрослому видеть как происходит рефлекторный вдох и блокировка дыхания. С этим наблюдением приходит спокойствие и уверенность у обоих участником процесса.

Как только упражнение отработано — нет разницы поливать ребенка или погружать под воду. Первые погружения по длительности соразмерны по времени с поливаниями. Не более одной секунды. И большинство малышей гораздо спокойнее и естественнее относятся к ныряниям чем к поливаниям. К правильным ныряниям! Когда мы включаем и создаем условия для рефлекторного вдоха малыша перед погружением и выдерживаем для этого время.

Еще важное наблюдение. Не всегда малыш ярко показывает этот принудительный вдох, часто он происходит через нос, с закрытым ртом. Задача взрослого создать условия перед погружением и дать на это время, а ребенок автоматически совершит необходимые действия.

Во втором случае, имеется в виду выполнение махового движения перед погружением,  наблюдается еще одно очень яркое интересное рефлекторное состояние блокировки дыхания ребенка: перед погружением, при правильно выдержанных интервалах, ребенок не закрывает рот, а наоборот, широко раскрывает и застывает, вводя в ужас родителя. Этот момент сбивает с толку многих родителей. На этом этапе либо неопытный родитель прекращает усилия по развитию задержек дыхания, либо разными ухищрениями пытается добиться закрытия рта ребенка. Если малыш еще не в том возрасте, чтобы воспринимать и быть готовым следовать командам родителя закрыть рот, это решается уменьшением времени перед погружением — родитель пытается делать это вообще как можно резче, чтобы этот ротик не успел открыться, совершая невежественную ошибку. Почему невежественную? Блокировка дыхания производится не за счет мышц рта. Кроме рта у нас есть еще два дыхательных отверствия — это нос, и он так не закрывается. Поэтому наша система жизнеобеспечения создана мудро и продумано — блокируется вся гортань, и происходит это за счет мышечного спазма на фоне широко открытого рта.

Вдох ртом и блокировка дыхания после махового движения (или прыжка), то есть мгновения потери веса, это разные состояния, и на первых занятиях неопытный родитель толком не разберет в чем отличие, но внимательно наблюдая и приобретя практику, эти состояния совершенно различны и перепутать их сложно.

В чем кроется вторая типичная ошибка родителя при наблюдении этой рефлекторной задержки дыхания у детей более старшего возраста — от 2 лет? Ребенок уже подрос, и готов к осознанным действиям и авторитет родителя вызывает доверие малыша. Мама с чувством глубокой тревоги и заботы просит малыша закрыть ротик — сейчас будем нырять! И малыш это делает и удерживает это состояние. Но срабатывает рефлекс, а он обходит усилия ребенка и производится опять же рефлекторный вдох через нос. Ребенок выныривает очень расстроенный и обиженный — вода попавшая в носовые дыхательные пути оставляет, мягко говоря, очень неприятный осадок на долго и к тому же ребенок четко помнит, что выполнил все правильно как сказала мама и получил такой неприятный результат. Авторитет родителя рухнул и ныряние надолго становится главной опасностью в бассейне.

Руководством к действию по закрытию рта малыша у родителя является ужас попадания воды из бассейна в рот ребенка. С одной стороны гигиенические требования говорят о том, что вода из бассейна не отновится к классу питьевой, разрешенной к употреблению. С другой стороны я донесу факт того, что опустив руку в воду, а потом дотронувшись до рта пальчиком в нас уже находится вся вода бассейна, и никто никогда об этом не задумывался. И ничего критического и со взрослыми пловцами не происходит, хотя они проводят не один час ежедневно в полном контакте с этой средой.

Предугадаю реакцию тренеров и инструкторов грудничкого плавания много лет счастливо практикующих не придавая значения этому рефлекторному вдоху перед погружением. Да, повторюсь, человек высокоинтеллектуальное существо и отработать блокировку возможно при любых повторяющихся ситуациях. Но чтобы погружения были действительно физиологичными, а значит безопасными и приятными, чтобы задержки дыхания могли естественно развиваться, давая тем самым глубже прочувствовать свое тело и дать ему возможность развиваться у условиях подводной невесомости, учиться наблюдать и понимать задержки дыхания ребенка и контакт с ним в воде, необходимо учитывать рефлекторные процессы перед погружением под воду маленького ребенка.

Опять же, представив себя на месте ребенка, когда ты зависишь от другого человека, который погружает тебя под воду, не задумываясь о том, сделала ли я вдох перед нырком, станет понятно без долгих пояснений как это происходит и нужно ли к этому относиться максимально внимательно.

На каком занятии можно переходить к погружениям? Так как вопрос блокировки дыхания мы расширили, понимание процесса стало простым и точка фокусировки внимания взорослого находится на дыхании ребенка, нырять можно начинать с первого занятия. В том случае, если родитель не высказывает повышенного беспокойства. Спокойствие родителя имеет не меньшую значимость. Уверенность или беспокойство в действиях родителя считывается малышом и закрепляется в дальнейшем. Мы учим ребенка и своей реакцией на новое событие в его жизни, закрепляя или нейтрализуя его осторожную реакцию. Если родитель опасается этого задания, поливание воды с командами на лобик ребенка имеют одинако развивающий характер для освоения осознанной блокировки дыхания. Малыш делает глубокий вдох, задерживает дыхание, затем следует еще один глубокий вдох — мы уже предлагаем легким перейти в другой активный режим. Плюс предлагаем перевести задержки дыхания из рефлекторных в осознанный навык. Известно, что до года формирование новых нейронных связей между клетками головного мозга максимально. И предлагая решать разные координационные задачи мы тем самым развиваем ЦНС ребенка.

Выполняя это не сложное упражнение родитель приобретает опыт наблюдения блокировок дыхания после рефлекторного вдоха, а с этим опытом приходит такое нужное спокойствие и уверенность для погружений ребенка уже под воду.

Логичен и следующий вопрос — как на долго безопасно можно нырять с малышом? Первые учебные погружения длится не более 1-2 секунд. Совсем короткие “макания” тоже не приветствуются. Внезапное резкое движение тела вниз и вверх малышу очень не приятно.

Как совершенствуется малыш, привыкая к ныряниям, так  развивается наблюдение и понимание родителя за состоянием малыша в задержках. Родитель уделяет пристальное внимание на три состояния ребенка:

  1. сделал ли малыш вдох перед погружением,
  2. как он задерживает дыхание под водой, поэтому мы должны всегда видеть личико малыша  — не подавать его далеко вперед перед собой, держать его на своем уровне в воде, или быть перед ребенком, двигаясь спиной вперед. Малыш всегда даст знать что пора делать вдох — напряжениием, гримасами, пузырьками. Чтобы сделать вдох, надо сделать выдох — а выдох в воде виден — это пузырьки.
  3. очень информативен первый вдох после задержки. Если он выполняется спокойно, или малыш не торопится его совершить, значит резерв воздуха еще был, и можно слегка усложнить следующее ныряние. Если вдох делается сразу, с очевидным усилием, значит на сегодня это критерий возможностей ребенка, и усложнять не стоит.
Раскрытие природной плавучести ребенка

Лев 7 месяцев

Демьян, 8 месяцев

Доминик 9 месяцев

Соня, 5 месяцев

Такое феноменальное плавание можно раскрыть у любого ребенка, опять же развив понимание включения и работы  рефлекторных процессов, управляющих блокировкой дыхания и управлением положения тела в пространстве. Наш вестибулярный аппарат отвечает за очень многие процессы в организме, большинство из которых нам пока не известны. И эта плавучесть тому доказательство. Вестибулярный аппарат раскрывает глубокие резервные возможности тела, переводя его в совершенно иной режим жизнедеятельности.

Малыши лежат сколь угодно долго, владеют в совершенстве своим телом, переворачиваются на спину из любого положения на задержке дыхания, засыпают на воде.

Хотела бы обратить внимание на тот факт, как задержки дыхания характеризуют состояние всей центральной нервной системы ребенка. Дыхание и ЦНС тесно связаны и влияя на дыхание мы гармонизируем всю нервную систему. Расслабляем, лечим и усиливаем. И так же нарушение в развитии ЦНС отражаются в нагрузке на дыхании ребенка.

Если ребенок легко, естественно включается в первые простые дыхательные задания, по освоению контроля над дыханием, это говорит о том что все системы находятся в «зоне здоровья», у такого малыша отсутствуют патологические мышечные тонусы, рефлекторная система работает без сбоев. В случае, если малыш не в силах совершить даже очень краткосрочную задержку, постоянно втягивает в дыхательные пути воду, это повод обратиться к специалисту и получить рекомендации по решению этих блоков.

 

  1.  Полезно нахождение в другой среде.
    Вода оказывает давление на кожу, усиливая обменные процессы в ней, гравитация ослаблена и веса тела практически нет, включаются другие группы мышц, активно включается вестибулярный аппарат для удержания тела в другой среде. Малыш начинает ходить когда развит опорно-двигательный и вестибулярный аппараты. В воде эти значимые системы развиваются как нигде активно и безопасно.
  2. Полезны движения в другой среде.
     Вода за счет других физических свойств, значительно более плотных, чем воздух, оказывает на движения происходящие в ней уникальное воздействие — слабые — усилит за счет вязкости, резкие — смягчит. В воде практически исключен риск сделать с ребенком что-то не правильное, с точки зрения движений с телом ребенка.

Движения с ребенком в воде можно разделить на две категории — пассивные и активные:

пассивные: когда родитель в контакте с ребенком выполняет упражнение, двигает ручки, ножки, корпус малыша. Малыш пассивно включается в задание, не прикладывая усилия и не чувствуя их. Вся ответственность за процесс лежит также не родителе. Как за все отвечает, так и во всем виноват родитель.

активные; мы создаем условия чтобы ребенок включался сам. Прикладывал усилия, чувствовал и развивал их. И ситуации в которые он попадает он разруливал сам. Родитель который изначально стремиться ко второму варианту развития ребенка получает гораздо более ответственного, сильного, талантливого пловца и уравновешенную личность.

Польза задержки дыхания:

  1. Активно развиваются органы и системы организма — дыхательная и сердечно-сосудистая.
  2. Гармонизируется вся центральная и периферическая нервные системы.
  3. Дыхание и нервная системы тесно связаны и влияя на дыхание, мы гармонизируем всю центральную нервную систему, а мышечные тонусы это в первую очередь следствие процессов в ЦНС.
  4. Укрепляется иммунитет. Каким образом можно связать, на первый взгляд эти далекие друг от друга понятия — ныряние и иммунитет. Задержки дыхания меняют формулу крови, ее показания кислотно-щелочной среды, сдвигая ее показатели в щелочную среду. А это корень иммунитета. Все вирусы, бактерии и паразиты живут только в кислой среде. Попадая в щелочные среда они моментально нейтрализуются.

Поэтому очень важно уделять внимание ныряниям с грудничком, задержкам дыхания, развитию движений в водной среде.

Литература.

  1. Физиология системы дыхания: учебное пособие / Сост.: А.Ф. Каюмова, И.Р. Габдулхакова, А.Р. Шамратова, Г.Е. Инсарова. – Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016. – 60 с.Стр.27.
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/correct-breathing-in-water-as-the-main-component-of-teaching-swimming-children-with-mental-disorders
  3. Методика погружения под воду грудника по Фирсову: https://baseyn.k-p.net.ua/for%20plavana/forplavana_3.htm
  4. Давыдов, В. Ю. (2011). ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ГРУДНЫХ И МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ В ПОЛЬШЕ. Физическое воспитание и спортивная тренировка, (1), 25-30.
  5. Семенец, Т. А. (2019). СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ОТ 3 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА О ЗАНЯТИЯХ РАННИМ ПЛАВАНИЕМ В ФИТНЕС-КЛУБЕ. In НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ 2019 (pp. 119-124).
  6. Погудин, С. С. (2009). Особенности обучения плаванию детей первого года жизни при индивидуальном и групповом подходах. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, (2), 77-79.
  7. Григан, С. А., Шутьева, Е. Ю., & Шенгелая, С. А. (2020). ВЛИЯНИе ПЛаВаНИЯ На ФИЗИЧеСКое РаЗВИТИе ДеТеЙ В РаННеМ ВоЗРаСТе. Современные наукоемкие технологии, (5), 160-164.
  8. Посацкова, И. Е., & Зиннатнуров, М. А. (2019). ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ С ДЕТЬМИ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ. In Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни (pp. 351-356).
  9. Сапожникова О.В. Грудничковое плавание: роль в формировании здоровья ребёнка. Академия медицины и спорта. 2021;2(2):15-20. https://doi.org/10.15829/2712-7567-2021-26.
  10. Кучукова, Д. Д., Троценко, Н. Н., & Лукина, Л. Б. (2019). ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. In WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS (pp. 138-140).
  11. ВЛИЯНИЕ ГРУДНИЧКОВОГО ПЛАВАНИЕ НА РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
    Гудкова Ю.С., Колпаков А.А.
    Научный альманах. 2019. № 12-2 (62). С. 35-37.
  12. ПЛАВАНИЕ. КОМПЛЕКСНОЕ ВЛИЯНИЕ ЕГО НА ОРГАНИЗМ
    Тайбинова А.А.
    Научный альманах. 2020. № 5-1 (67). С. 133-135.
  13. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ РАННЕГО ПЛАВАНИЯ
    Григан С.А.
    Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2018. № 3. С. 17-1
  14. РАННЕЕ ПЛАВАНИЕ В КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ПОДДЕРЖАНИЮ НОРМАЛЬНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
    Исламова Д.А., Платунова Д.Г.
    В сборнике: Результаты фундаментальных и прикладных исследований в области естественных и технических наук. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). 2017. С. 94-97.
  15. ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА РАННЕГО ПЛАВАНИЯ «БУЛЬ-БУЛЬ» Г. КОПЕЙСКА)
    Мищенко Н.Ю., Габов М.В.
    Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 4 (194). С. 307-318.
  16. Козуб, С. В., & Пойда, В. Ю. (2021). ОЗДОРОВЧЕ ЗНАЧЕННЯ ПЛАВАННЯ ДЛЯ МАЛЮКІВ РАННЬОГО ВІКУ. Publishing House “Baltija Publishing”. С. 61-69
  17. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
    Абубакирова Н.И.
    В книге: Вызовы XXI века. Материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции. Отв. редакторы А.Г. Мухаметшин, Р.М. Галиев, Н.М. Асратян, Ю.М. Гарипова, М.А. Расторгуева. Набережные Челны, 2021. С. 111-113.
  18. ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ С ДЕТЬМИ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ
    Посацкова И.Е., Зиннатнуров М.А.
    В сборнике: Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни. Сборник научных статей VIII Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 351-356.
  19. ПЛАВАНИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ГОДА (ГРУДНИЧКОВОЕ ПЛАВАНИЕ)
    Нуриманова Ю.И.
    Молодой ученый. 2018. № 12 (198). С. 184-186.
  20. Магистрская. Жашкова, Ольга Александровна. Динамика морфофункциональных показателей детей грудного возраста от 1 до 6 месяцев, занимающихся плаванием с оздоровительной направленностью в г. Тюмени : магистерская диссертация студента 3 курса заочной формы обучения направления 49.04.01 Физическая культура, магистерская программа «Медико-биологическое сопровождение физической культуры и спорта» / О. А. Жашкова; Тюменский государственный университет, Институт физической культуры. – Тюмень, 2016. – 73 с.: